пятница, 8 февраля 2013 г.

как выйти с конфликта с одноклассниками

Конфликт между учеником и учителем неприятная история, а для медиатора обычное дело

Потребности директора могут быть реализованы, если он, например, сам исполнит роль медиатора. Или этот случай может быть в последствие обсужден на педагогическом совете без указания фамилий действующих лиц, как случай удачного разрешения конфликта в этой школе. Вполне возможно, ему удастся привлечь этого активного отца в школьный родительский комитет.

Ученик будет удовлетворен, если услышит в присутствии других учеников «похвалу от учительницы», когда прочтет книгу и может быть получит положительную оценку за какую-то классную работу, связанную с этой книгой. И еще, когда узнает, что в результате переговоров отца и учительницы никто не был наказан, никто не пострадал.

Учительница будет удовлетворена, если услышит от отца согласие помочь контролировать выполнение ее заданий. Отец попросит сына срочно прочесть (может быть даже прочесть вслух, в семье) названную книгу и сказать об этом учительнице.

Отец, скорее всего, откажется от просьбы наказать учительницу, если увидит свои реальные потребности. Его истинные потребности могут быть удовлетворены, если учительница принесет ему извинение и, например, на ближайшем родительском собрании в его присутствии, а может быть и в присутствии директора школы, отметит честность его сына перед другими родителями.

Во время процедуры медиации с главными героями отцом и учительницей может произойти следующее.

Учительница. На уроке, в то время, когда прозвучали слова о непрочитанной книге, скорее всего, у нее был гнев, раздражение. Эти чувства были вызваны, видимо нереализованной потребностью в уважении к ней, как к педагогу. Может быть, она испытала чувство страха. Честность ученика она ошибочно восприняла, как агрессию, направленную на нее. И, конечно, потребность в самоактуализации «какой же я педагог, если ученики не выполняют мои задания, да еще и откровенно говорят об этом».

Отец расстроен тем, что поступок сына, которого он всегда призывал поступать честно, стал поводом для унижения его мальчика. Скорее всего, его приход в школу объясняется потребностью в собственной безопасности, потребностью в уважении к нему, как к отцу и потребностью в самореализации (он будет чувствовать себя «победителем», если будет наказан учитель).

Главные герои, конечно, отец и учительница.

Во-вторых - ученик 4 класса. У него нет «прямого» интереса. Скорее всего, он не ставит конкретную цель в этой ситуации, он явно чувствует себя незащищенным. На него «нападала» учительница и одноклассники. Ему, скорее всего, нужна поддержка и эмпатия. В первую очередь, это должны сделать родители.

Во-первых, директор школы. Его потребности, скорее всего, связаны с поддержкой положительного мнения о его работе, как руководителя коллектива. Он заинтересован в том, чтобы не было отрицательных отзывов об атмосфере в школе это его потребность в безопасности, может быть в самореализации и приобщение к кругу «лучших образовательных школ». В этой ситуации он может попросить помочь штатного психолога, или самому выступить в роли медиатора.

Кажется, в этой истории, очень много действующих лиц. Но если взглянуть на подводную часть персонажей - айсбергов, то двое из них, пожалуй, уйдут на второй план в этом конфликте.

После зимних школьных каникул Ученик 4 класса на вопрос учителя, «кто не читал заданную на каникулы книгу» честно при всех поднял руку. Поднятая рука была единственная. Учитель попросил ученика встать и при всех отругал его за невыполненное задание. Он заплакал. Весь класс смеялся. Книгу не читали многие, но признался один Ученик. Вечером он рассказал Отцу о случившемся. Отец обратился к директору школы с просьбой наказать Учителя за непедагогичное поведение.

Реальная ситуация:

Новая профессия узаконена в России медиатор. Медиатор помогает выйти из конфликта. Из любого конфликта. Например, из конфликта между учителем и учеником.

Ученик медиатор учитель

Ученик-медиатор-учитель...

Ученик-медиатор-учитель...

Комментариев нет:

Отправить комментарий