суббота, 9 февраля 2013 г.

феноменология теории бергер и лукман

Y Библиотека учебной и научной литературы, 2012

По замыслу Л., феноменология жизненного мира должна была стать универсальной социальной наукой , матрицей всех социальных наук, способной с помощью метаязыка дать описание универсальных структур жизненного мира. Это необходимо для того, чтобы человек и его жизненный мир заняли в научной космологии соотв. место, утраченное ими со времен Галилея. В 1966 г. Л. опубликовал совместный с амер. социологом Бергером труд Социальное конструирование реальности , в к-ром разрабатывается феноменологическая версия социологии знания. Эта версия противопоставляется авторами всей предшествующей социологии знания, предметом к-рой было теоретическое знание. Последнее, по мн. авторов, не только не исчерпывает всего запаса знания, существующего в об-ве, но и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей, поэтому ядром социологии знания должно быть обыденное, дотео-ретическое знание, к-рым человек оперирует в своей повседневной жизни. Теория Бергера и Л. связана с анализом социального конструирования реальности , ее предметом явл. процессы и механизмы, с помощью к-рых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в об-ве. Использование феноменологического анализа в кач-ве метода освещения знания реальности повседневной жизни позволяет социологам воздерживаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Социальная реальность предстает в их концепции в кач-ве феномена жизненного мира , как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их коллективных представлениях и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. При этом снимается кач. различие между социальной реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от сознания людей, и социальной реальностью как обществ. сознанием. Осн. работа Л. по социологии религии Проблема религии в современном обществе была написана в 1963 г. Центральным понятием его концепции религии явл. трансцендирова-ние (выход за пределы биологического существования человека), понимаемое им в духе идей филос. антропологии (Шелер, Плеснер, Гелен) как процесс конструирования смыслового универсума. Трансцендирование, согласно Л., неотъемлемая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности. Религиозность кач-во самой природы человека, неизменно присутствующее в ней во все времена. Меняются лишь формы ее проявления, к-рые Л. связывает с социальными изменениями, происходящими в данном об-ве. Л. был одним из первых социологов религии, обративших внимание на то, что при упадке церковно-ориенти-рованной религии внецерковная религиозность может сохраняться и даже возрастать. Так как сакрализация мира, по его убеждению, необходима неспособному жить без опыта трансценден-ции человеку, то последний вынужден создавать в совр.секуляризованном об-ве свою собственную приватную религию. По мн. Л., именно эта возникающая на основе различ. религий и культов невидимая религия гарантирует человеку автономию и возможность самореализации . Л. занимался также разработкой социологии языка, рассматривая влияние языка на сознание, обыденную жизнь и конституирование социальных структур. Соч.: 1) The social construction of reality (with P. Berger). N. Y 1966. 2) The invisible religion. N. Y 1967. 3) The structures of the li-vesworld (with A. Schutz) Evanston, 1973. 4) The phenomenology and sociology. N. Y., 1978Работы: Бергер П., Лукман Т., 2001 год, 163 стр.

Лукман (Luckmann) Томас (14.10. 1927, Есенице, Югославия) проф. социологии ун-та в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект книги Структуры жизненного мира . Подобно Шюцу, филос. обоснование социальных наук и возможность выхода из переживаемого совр. наукой кризиса Л. видел в феноменологии жизненного мира.

Биографии ::: БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Комментариев нет:

Отправить комментарий